В 1360 году, на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь.
Пожар произошел в Зачатьевском монастыре в центре Москвы
За Литургией молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, настоятельница Никитского монастыря Балашихинской епархии игумения Капитолина (Филиппенко), прихожане и гости обители. Спасатели работают по адресу: 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 7. Пожар охватил площадь в 50 квадратных метров. Один из древнейших в Москве Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1360 году вблизи Кремля святителем Алексием. Для записи желающим необходимо обратиться в Соборный храм за свечной ящик или оставить заявку по электронной почте: zmonastir@ Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь, , 2-й Зачатьевский пер., стр.2.
Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители
В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было создано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. Так под покровительством Пречистой началась новая жизнь обители. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению надвратного храма обители. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы с изображением на его полях игуменского жезла. Но, прежде чем чудотворный образ вернулся на свое историческое место, должны были пройти еще годы трудов по возвращению обители былого благолепия. Тогда же, в 1993 году, сестрам передали список. В 1999 году состоялось долгожданное событие.
Вера, Надежда, Любовь "Вера, Надежда, Любовь": Зачатьевский ставропигиальный монастырь Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь расположен в самом центре столицы, близ улицы Остоженка. Он был основан в 1360 году митрополитом Московским Алексием, и стал первым девичьим монастырем в городе. Каждый день в обитель приходят паломники — у многих благодаря молитвам к чудотворной иконе Богородицы "Милостивая" и святым ее родителям Иоакиму и Анне рождаются дети, восстанавливается мир в семье, находится работа, устраивается личная жизнь.
В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство. Храмы, часовни, подворья, скиты Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые северные врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко красно-белая гамма, разорванные наличники. Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница. Львова обратилась к митрополиту Московскому Филарету Дроздову с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной.
Ровно два десятилетия назад, 5 мая 1995 года, вышел Указ Священного Синода о возобновлении этой древней обители. За период, прошедший со времени выхода Указа, многое было сделано для возрождения, обустройства и процветания монастыря.
В Москве произошел пожар в женском монастыре
В 1836 году здание купил известный собиратель фольклора, писатель, археограф и полиглот Петр Васильевич Киреевский. Так палаты у Зачатьевского монастыря получили имя Киреевского — хотя тот владел зданием недолго: вскоре фольклорист продал дом, чтобы на вырученные деньги издать сборник народных песен. В советское время в доме располагались коммунальные квартиры. В конце 1980-х годов жильцов расселили, поскольку было принято решение о реставрации памятника. Однако работы были прерваны, едва начавшись.
Перед отъездом из Москвы он совершил с духовенством молебен в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время пения свеча у раки с мощами свт.
Петра, митрополита Московского, зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого св. Алексий понял, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Когда св. Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему и с великой честью ввел в свои палаты.
Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там удивились дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив, Джанибек отпустил всех с миром. Алексий занимался устроением иноческих обителей. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при этом храме монастырь и ввел в нем общежительный Устав.
Игуменом в новой обители стал Андроник, ученик прп. Кроме этого свт. Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и других русских городах. Им построено в Москве каменная церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроен монастырь, доныне именуемый Чудовым. В этом монастыре святитель завещал положить после кончины его тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, совершил свт.
Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины. Узнав о своем отшествии ко Господу, святитель совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. Пожелав всем пребывать в мире и воздав последнее целование, он спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 г. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве. Спустя много лет были обретены святые и многоцелебные его мощи нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне.
Святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя свт. Алексия в Чудовом монастыре. С 1947 г.
Церковь была построена в 1849—1850 годах в западной части монастыря по инициативе игуменьи Варвары Головиной. Архитектором проекта стал Михаил Быковский. Позднее к зданию пристроили каменный объем для детского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1933 году разобрали барабан и купол храма. Исторический облик церкви вернули в начале 2000-х годов. В 2017-2018 годах здесь были проведены работы по реставрации фасадов: кирпичной кладки и штукатурки; белокаменного цоколя, окон и дверей, кровли, металлических козырьков и оконных решеток.
Площадь пожара — 50 кв. Огонь перешел на деревянным перекрытиям между первым и вторым этажами. Есть угроза распространения огня.
В центре Москвы произошел пожар в корпусе Зачатьевского женского монастыря
В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. ближний к Кремлю из уцелевших. Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Зачатьевский монастырь несколько раз горел, в 1547 году Монастырь весь выгорел, но силами этих двух сестер, был восстановлен.
Представители приходов и школ викариатства посетили Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь
Примеры из повседневной жизни монастыря настоятельница комментировала с привлечением высказываний святых учителей монашества — преподобного Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, преподобного Феодора Студита и других святых. Приведенные примеры особенно ясно давали понять, насколько важен индивидуальный подход к послушаниям, возлагаемым на сестер: кого-то для духовной пользы нужно освободить от излишнего бремени, даже если послушание соответствует возможностям и способностям сестры, а для другой увеличенный объем обязанностей, наоборот, оказывается спасительным, избавляя от лишнего общения и ненужных помыслов. Через несение монастырских послушаний преодолевается действие страстей, познаются немощи. Человек приобщается Божественной любви и делится ею с ближними, сказала игумения Тамара. Игумения Елена Золотухина , настоятельница Спасского женского монастыря села Костомарово Россошанской епархии , в своем выступлении «Искусство внутреннего внимания. Трезвение в борьбе со страстями» рассказала о том, почему вопрос о помощи в воспитании внимания и трезвения у насельников монастырей становится жизненно важным. Без этих добродетелей невозможно обрести ни правильной молитвы, ни сердечной чистоты, ни истинной любви к Богу и ближнему. При отсутствии внутреннего внимания и трезвения человек не способен не только вести борьбу со страстями, но даже увидеть в себе эти страсти и немощи, определить правильное отношение к ним. Трезвение является важнейшим и необходимым условием для ведения духовной брани. Противоположностью же внимания и трезвения является рассеянность ума, которая рождается от многопопечительности, любви к развлечениям, избыточной информации и прочее.
По мнению матушки Елены, необходимо помнить о том, что игумены и игумении более других подвержены риску впасть в рассеянность, так как на них возложено много обязанностей — и духовных, и хозяйственных, и административных. Вот почему их общение и частные беседы с насельниками на тему трезвения взаимно необходимы. В этих беседах в первую очередь следует отмечать, что идти путем трезвения невозможно, если не поставить в центр жизни Христа, не напоминать себе постоянно, что в Нем главный смысл жизни инока, его трудов и молитв. Также матушка выразила уверенность в том, что монастырские послушания, об этом писал и святитель Игнатий Брянчанинов , если исполняются должным образом, очень способствуют развитию внимания. Напротив, пустые занятия и праздность ввергают в леность и рассеянность, приводят к забвению Бога. В завершение матушка отметила, что Господь, Который взирает на наши труды и поддерживает Своей благодатью, обязательно даст в свое время вкусить и духовный плод, если мы будем, пусть медленно, но неотступно двигаться путем внимания и трезвения, анализируя и исправляя свои ошибки. Посвятив первую часть своего доклада молитве как главному подвигу добродетельной жизни монашествующих, игумен Авксентий Абражей , наместник Юровичского Богородице-Рождественского монастыря Туровской епархии , кратко напомнил участникам секции святоотеческие наставления о молитвенном делании. Памятуя о том, что всех видов молитвы так много, что их, как говорит святой Кассиан Римлянин, «без особенного сокрушения сердца, чистоты души и просвещения от Духа Святого невозможно обнять; их столько, сколько в одной душе или во всех душах разных состояний и настроений», отец Авксентий рассказал об идеальной молитве, которая должна быть дыханием всякого христианина. Затем, поскольку не только мирянами, но и монашествующими молитва часто совершается ради выполнения устава, а не ради восстановления и укрепления связи с Богом, отец игумен счел необходимым остановиться на негативных сторонах рассеянной молитвы, жизни и причинах рассеянности.
Из-за суеты и многозаботливости, причиной которых часто становятся современные технологии, у человека возникают проблемы, связанные с расстройством внимания, отсутствием желания познавать и творить, снижением восприимчивости к трудностям других людей, утратой способности к самооценке, усидчивости и необходимых навыков общения. Многозаботливость похищает и молитвенное состояние, поэтому вечером «нет сил» творить молитвенное правило, не говоря уже о Богомыслии и созерцании. Рассуждать о внимании на молитве, как и о сострадании, милосердии, аскетике, горении к Богу в подобных условиях невозможно. И это, по мнению отца Авксентия, главный вызов современности не только монашеству, но и обществу в целом. Но, как много веков назад, так и теперь, молитва по-прежнему остается наиболее сильным инструментом преображения человека, которому предстоит преодолеть вызовы современности и изменить поврежденную грехом природу ради жизни будущего века. Доктор медицинских наук, профессор кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , заместитель директора ФГБНУ Научный центр психического здоровья В. Каледа в рамках работы секции осветил содержание документа комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии «Пастырское попечение Русской Православной Церкви о психически больных». Профессор напомнил собравшимся о необходимости оказывать квалифицированную медицинскую помощь насельникам монастырей, страдающим душевными расстройствами, и о том, что многие из них могут продолжать служить Богу при правильно назначенном лечении. Каледа также описал, как можно отличить недуги духовные от психических и выразил сожаление по поводу того, что в церковной среде нередко психические расстройства пытаются врачевать духовными средствами, что приводит к ухудшению состояния больных и порой к трагическим последствиям.
Быковский в 1844—50 годах построил в византийском стиле храм Сошествия Святого Духа. Монастырь был упразднен в 1924 году, здания заняли разные учреждения. Собор в 1930-х годах снесен, на его месте поставлено типовое здание школы, храм Сошествия Святого Духа перестроен, лишь надвратная Спасская церковь избежала серьезных изменений. В 1991 году началось возрождение монастыря. В 1995 здесь снова появились монахини, отреставрирован храм Сошествия Святого Духа. После сноса здания школы встал вопрос о воссоздании Зачатьевского собора. После долгих дискуссий было решено не возвращаться к проекту М. Казакова , а создать новый вариант собора в русском стиле, на высоком подклете, внутри которого могут быть музеефицированы фрагменты фундаментов старых соборов XVI—XVIII веков. В процессе реставрации монастырского комплекса было обнаружено древнее монашеское кладбище, в котором археологами было сделано немало открытий.
Он стал первым девичьим монастырем в городе - образцом, для возникших позднее, женских обителей в Москве. В 1514 году Князь Василий III в честь рождения наследника приказал построить первую каменную церковь в честь зачатия святой Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин.
Москвы игумения Елисавета Никишкина , настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумения Мария Солодовникова , настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина Кулешова , настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального монастыря с. Акатова игумения Антония Минина , настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального монастыря игумения Неонилла Фролова , настоятельница Николо-Вяжищского ставропигиального монастыря игумения Антония Корнеева , настоятельница Спасо-Евфросиниевского митрополичьего монастыря г. Полоцка Витебской области Белоруссии игумения Евдокия Левшук , настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София Силина , настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области игумения Магдалина Чекулаева , настоятельница монастыря в честь мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Ярославской области игумения Даниила Севериненко , настоятельница Варсонофиевского монастыря с. Воронежа игумения Варвара Сажнева , настоятельница Костомаровского Спасскогоженского монастыря с. Костомарово Воронежской области игумения Елена Золотухина , настоятельница Екатерининского монастыря г.
Материалы по теме
- Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители
- Адрес зачатьевского монастыря и расписание богослужений
- Зачатьевский монастырь в Москве: чудотворные святыни и чудеса чадородия
- Представители приходов и школ викариатства посетили Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь
В Зачатьевском монастыре Москвы отметили престольный праздник в честь основательниц обители
Как изменился Зачатьевский монастырь после реставрации В Зачатьевском монастыре отреставрировали северный корпус келий и церковь Сошествия Святого Духа с. За Литургией молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, настоятельница Никитского монастыря Балашихинской епархии игумения Капитолина (Филиппенко), прихожане и гости обители. В находящемся на реконструкции келейном корпусе Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в центре Москвы произошел пожар, сообщили РБК в пресс-службе МЧС по столице. Главная» Проекты» Зачатьевский монастырь. Зачатьевский монастырь. Литейная мастерская «КАВИДА». Первый на Москве: Зачатьевский женский монастырь (К 650-летию основания Зачатьевского женского монастыря). 14 апреля 2024 года участники молодежного клуба храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, во главе с иереем Дмитрием Федоровым, посетили Зачатьевский монастырь.
Подготовка к Пасхе в Введенском женском монастыре
Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм пророка Илии. В 1930-х годах собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены и на их месте выстроено типовое школьное здание, до неузнаваемости был перестроен храм Сошествия Святого Духа, стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е годы проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля « московское барокко ». Восстановление В 1991 году сестричеством в честь иконы Божией Матери «Милостивая» начаты труды по возрождению обители. В 1993 году в ней были возобновлены богослужения.
В 1995 году указом Священного Синода сестричеству дан статус ставропигиального женского монастыря. В новом трапезном корпусе устроен и освящен храм Зачатия праведной Анны, под надвратным храмом построена и освящена часовня в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В монастыре ведутся ремонтно-восстановительные, реставрационные работы.
Молящиеся ощущали радость предстоящей Пасхи, - ведь воскрешение Лазаря было прообразом Воскресения Господа, которое совершилось через несколько дней. При этом отверзались Царские врата, и совершалось каждение всего собора. Монастырский хор пел красивые песнопения - «Ангельский собор удивися…», «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» и др. Также было из воскресной службы: после пения канона возглашались стихи «Свят Господь Бог наш».
Кроме того, они заменили водосточную систему. Реставрация заняла порядка месяца. Специалисты работали на высоте 11,5 и 18,5 метра.
Они бережно расчищали металлические поверхности куполов и крестов, устраняли все дефекты, готовили элементы к золочению и покрывали их сусальным золотом. Все работы прошли под контролем Мосгорнаследия», — сообщил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. Зачатьевский монастырь в XIV веке основал святитель Алексий.
По окончании Литургии митрополит Феогност прочитал молитву перед святыней Зачатьевской обители ныне чествуемым образом Богоматери «Милостивая». Затем Высокопреосвященнейший владыка поздравил игумению Иулианию с днем игуменской хиротессии, которая состоялась 25 ноября 1999 года, в день возвращения Милостивой иконы Божией Матери в Зачатьевскую обитель, и передал благословение и поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В завершение владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом. Краткая справка Образ Божией Матери «Милостивая», имеющий древнюю и богатую историю благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи, прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся. Монастырское предание связывает сию чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая-Киккская», написанным, по преданию, святым евангелистом Лукой и находящимся на острове Кипр в Киккском монастыре. Известно, что в начале XX века при игумении Марии Коробка «Милостивая» икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре.
В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Пророка «Обыденный». Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы собирались вокруг своей Небесной Игумении, молясь на богослужениях, читая акафист «Милостивой» Божией Матери на келейном правиле.
Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители
Зачатьевский монастырь в Москве древний, основан в 1360 году митрополитом Московским Алексием. Так палаты у Зачатьевского монастыря получили имя Киреевского – хотя тот владел зданием недолго: вскоре фольклорист продал дом, чтобы на вырученные деньги издать сборник народных песен. В центре Москвы произошел пожар в корпусе Зачатьевского женского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор Зачатьевского монастыря под управлением инокини Емилии (Цвировой). В центре Москвы произошел пожар в корпусе Зачатьевского женского монастыря. Первый на Москве: Зачатьевский женский монастырь (К 650-летию основания Зачатьевского женского монастыря).
Завершена реставрация куполов и крестов церкви Зачатьевского монастыря
Начались работы по восстановлению надвратного храма обители. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы с изображением на его полях игуменского жезла. Но, прежде чем чудотворный образ вернулся на свое историческое место, должны были пройти еще годы трудов по возвращению обители былого благолепия. Тогда же, в 1993 году, сестрам передали список. В 1999 году состоялось долгожданное событие.
Вместе с иконой был перенесен и жезл, который игумения Мария оставила перед образом в годы лихолетья. Его Святейшество вручил матушке Иулиании старинный посох, выразив надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами. Чудотворный образ Царицы Небесной, пребывающий в монастырском соборе, — духовное средоточие жизни в обители. По четвергам перед иконой Божией Матери «Милостивая» совершается параклис с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста.
Они были известны своей добротой, любовью к ближним, смирением, милосердием и благочестием. Отойдя ко Господу, сестры стали ходатаицами перед престолом Всевышнего о всех притекающих к ним с молитвой. Множество чудес творили преподобные матушки призывающим их на помощь. Алексеевский монастырь рос и со временем стал одной из главнейших обителей Москвы. Но в середине 16 века после полностью уничтожившего его страшного пожара по велению царя Иоанна Грозного был перенесен ближе к Кремлю. На старом месте в сожженных стенах древнего монастыря не желавшими покидать это место инокинями была образована община. Ее бедственное положение было исправлено в царствование Феодора Иоанновича, который посетил монастырь вместе с супругой, чтобы помолиться о даровании детей. Так начался новый период в жизни обители. К концу 19-го — началу 20-го века в обители действовали 5 храмов.
Всего было 11 каменных строений и 18 деревянных келий. В начале двадцатого века также было устроено монастырское подворье в деревне Барвиха Звенигородского уезда. Трагические революционные события, которым тогда подверглась Москва, обрушились на обитель во время ее расцвета. Монастырь и подворье Зачатьевского монастыря в это время были ликвидированы. Часть насельниц арестовали либо сослали, оставшихся просто выселили. Помещения Зачатьевской обители заняли различные организации и службы. На их месте построили типовое здание школы. В начале 90-х годов началась повсеместное возвращение монастырских земель и построек в собственность Русской православной церкви. На территории Зачатьевского монастыря все сохранившиеся помещения находились в аварийном состоянии.
Средств на восстановление первое время не хватало, процесс передачи имущества затянулся на 10 лет. Когда было разрушено здание школы, чтобы на ее месте выстроить новый собор Рождества Пресвятой Богородицы , под ним были обнаружены следы монастырских построек 14 века. Было решено сохранить древние руины в подвальном помещении нового собора как музейное пространство. Сейчас строительство здания полностью завершено, отреставрированы и другие храмы обители Надвратная церковь, храм Сошествия Святого Духа. Богослужение «О даровании чад» Молебен Издавна именно перед этим святым образом Богородицы молились сотни и тысячи верующих, просящих о скором продолжении рода и даровании наследников. Самыми сильными днями для обращения к святому лику Богородицы и Иисуса Христа считаются 12 ноября и 25 декабря. Для обращения к Богородице с просьбой о появлении в семье здорового малыша есть специальная молитва, также о насущном и желаемом можно попросить и своими словами, произнесёнными от чистого сердца. Примечательно, что в этом святом месте обращаться с просьбой о даровании чада можно к любой иконе. Также чудодейственной силой обладает икона Зачатия святой православной Анны и великомученика Георгия Победоносца.
Не стоит забывать, что если иметь веру в сердце и просить искренне, то молитва всегда достигнет адресата и просьба буде исполнена. Отметим, что женский монастырь открыт не только для паломников, но и всегда рад обычным туристам. На территории Зачатьевской обители города Москвы есть что посмотреть. Хоть все здания и отреставрированы, однако, любители истории смогут проследить летопись развития общины по сохранившимся старинным фундаментам строений.
О посвящении престолов воссозданного собора рассказывает настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания Каледа : Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания Каледа — Сначала мы хотели восстановить историческую справедливость — все приделы, которые были за всю историю обители.
В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол и у нас посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе. Второй придел посвящен святителю Алексию, основателю обители, как и в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию, потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский — в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия. Далее — придел святых праведных Иоакима и Анны, небесных покровителей нашего монастыря, так как обитель с XVI века именуется Зачатьевской.
Эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах — игумении Иулиании и монахине Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь иконы «Неопалимая Купина», а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им — как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам. Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине. Семь лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих, и частичка святыни у нас осталась.
Тогда митрополит Неофит Масурас , возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди все время приходят, по вторникам в 12:00 в обители совершается молебен пред их иконой с мощами. Так что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым. Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря.
Возрождение обители началось лишь в 1991 году. Ровно 30 лет назад, в 1993-м, возобновились богослужения, а сейчас здесь ведутся ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Юго-западные корпуса келий Зачатьевского монастыря расположены по адресу: 2-й Зачатьевский переулок, владение 2.
Они были построены в 1900-1902 годах на месте сгоревших деревянных келий и служили для размещения паломников и нужд монастыря.